МБОУ «Школа - лицей №2» города Белогорска Республики Крым

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа - лицей №2» города Белогорска Республики Крым

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам?
Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?

Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.
Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня делается акцент на умения применять эти знания.

ССЫЛКИ НА ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

  • Высшая школа экономики

    Учебно-методические комплексы и методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций (https://fmc.hse.ru/methodology)

    Видеолекции по финансовой грамотности (https://fmc.hse.ru/video)

  • Образовательные проекты ПАКК:

Изучение финансовой грамотности на уроках математики (https://edu.pacc.ru/finmat/)

Изучение финансовой грамотности на уроках информатики (https://edu.pacc.ru/finformatika/)

Образовательное кино (https://edu.pacc.ru/kinopacc/)

ПРИКАЗ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ФГ

Приказ о проведении недель ФГ.PDF

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Буклет родителям.pdf
Памятка для родителей. Что нужно знать о функциональной грамотности.pdf

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Основы финансовой грамотности учащихся 7-11 классо

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности

НЕДЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

НЕДЕЛЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

С 17.11.2025 г. по 21.11.2025 г. - неделя читательской грамотности и креативного мышления. В рамках недели были проведены совещания ШМО, классные часы, уроки-тренинги, показаны презентации.

План проведения недели читательской грамотности и креативного мышления 2025 года.pdf
Тренинговое занятие Развитие креативного мышления.docx
Приемы развития креативного мышления на уроках физической культуры.ppt
Презентация по развитию креативного мышления.pptx
Литературная викторина По страницам любимых книг.docx
Литературная викторина _По страницам любимых книг_ для учащихся 6-7 кл.docx
Викторина по читательской грамотности для обучающихся 5-х классов.pptx
Буклет по Креативному мышлению ФГ.docx

НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

С 01.12.2025 г. по 05.12.2025 г. - неделя математической и финансовой грамотности. В рамках недели были проведены совещания ШМО, классные часы, уроки-тренинги, показаны презентации.

План проведения недели математической и финансовой грамотности.pdf
Конкурс по математической грамотности _Своя игра_.ppt
Математическая грамотность 8-В класс.docx
мои личные финансы.pptx
Математическая грамотность.pdf
отчёт Борец Т.И..docx
план по фг 2025 Нифонтова.docx
Сценарий Финансы.doc
урок математической грамотности.docx
финансовая грамотность 7 класс Путишествие копеечки.docx
Финансовая грамотность 8-В класс.docx

НЕДЕЛЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

С 24.11.2025 г. по 28.11.2025 г. - неделя естественнонаучной грамотности и глобальных компетенций. В рамках недели были проведены совещания ШМО, классные часы, уроки-тренинги, показаны презентации.

План проведения недели естественнонаучной грамотности и глобальных компетенций.pdf
формирование естественнонауч.ppt
формирование естественнонауч на уроках биологии.docx
глобальные викт..docx
Задания для формирования естественнонаучной грамотности у учащихся 7-9 классов.pptx
Интеллектуальная игра 4-А.docx
ссылка 4-Б.docx
ссылки на фг.docx
урок о капусте 4-В.docx
формир.глоб.комп..docx

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Тренажеры по финансовой грамотности для начальных классов

УЧАСТИЕ В КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Участие во всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности 2024.PDF
Участие в играх и онлайн-уроках по финансовой грамотности.PDF

УЧАСТИЕ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ ЭСТАФЕТЕ "МОИ ФИНАНСЫ"

МБОУ «Школа - лицей №2» города Белогорска Республики Крым

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа - лицей №2» города Белогорска Республики Крым

Число посетителей за неделю: 65
Навигация
Контакты
  • Наш адрес
    Школа №2, улица Семашко, Белогорск, городское поселение Белогорск, Белогорский район, Республика Крым
  • Наш телефон
    +7 (36559) 9-24-98
  • Наши социальные сети
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов