МБОУ «Школа - лицей №2» города Белогорска Республики Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа - лицей №2» города Белогорска Республики Крым
Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам?
Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?
Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.
Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
О востребованности функциональной грамотности
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня делается акцент на умения применять эти знания.
Высшая школа экономики
Учебно-методические комплексы и методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций (https://fmc.hse.ru/methodology)
Видеолекции по финансовой грамотности (https://fmc.hse.ru/video)
Образовательные проекты ПАКК:
Изучение финансовой грамотности на уроках математики (https://edu.pacc.ru/finmat/)
Изучение финансовой грамотности на уроках информатики (https://edu.pacc.ru/finformatika/)
Образовательное кино (https://edu.pacc.ru/kinopacc/)
Банк «РОССИЯ». Онлайн-уроки по финансовой грамотности (https://dni-fg.ru/)
ФИПИ (https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti)
РЕШУ ФГ (https://math5-fg.sdamgia.ru/ )
Банк заданий на сайте Института стратегии развития образования (https://web.archive.org/web/20231209080232/http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/)
Основы финансовой грамотности учащихся 7-11 классо
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
С 17.11.2025 г. по 21.11.2025 г. - неделя читательской грамотности и креативного мышления. В рамках недели были проведены совещания ШМО, классные часы, уроки-тренинги, показаны презентации.
С 01.12.2025 г. по 05.12.2025 г. - неделя математической и финансовой грамотности. В рамках недели были проведены совещания ШМО, классные часы, уроки-тренинги, показаны презентации.
С 24.11.2025 г. по 28.11.2025 г. - неделя естественнонаучной грамотности и глобальных компетенций. В рамках недели были проведены совещания ШМО, классные часы, уроки-тренинги, показаны презентации.
МБОУ «Школа - лицей №2» города Белогорска Республики Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа - лицей №2» города Белогорска Республики Крым
Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам?
Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?
Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.
Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
О востребованности функциональной грамотности
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня делается акцент на умения применять эти знания.
Высшая школа экономики
Учебно-методические комплексы и методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций (https://fmc.hse.ru/methodology)
Видеолекции по финансовой грамотности (https://fmc.hse.ru/video)
Образовательные проекты ПАКК:
Изучение финансовой грамотности на уроках математики (https://edu.pacc.ru/finmat/)
Изучение финансовой грамотности на уроках информатики (https://edu.pacc.ru/finformatika/)
Образовательное кино (https://edu.pacc.ru/kinopacc/)
Банк «РОССИЯ». Онлайн-уроки по финансовой грамотности (https://dni-fg.ru/)
ФИПИ (https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti)
РЕШУ ФГ (https://math5-fg.sdamgia.ru/ )
Банк заданий на сайте Института стратегии развития образования (https://web.archive.org/web/20231209080232/http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/)
Основы финансовой грамотности учащихся 7-11 классо
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
С 17.11.2025 г. по 21.11.2025 г. - неделя читательской грамотности и креативного мышления. В рамках недели были проведены совещания ШМО, классные часы, уроки-тренинги, показаны презентации.
С 01.12.2025 г. по 05.12.2025 г. - неделя математической и финансовой грамотности. В рамках недели были проведены совещания ШМО, классные часы, уроки-тренинги, показаны презентации.
С 24.11.2025 г. по 28.11.2025 г. - неделя естественнонаучной грамотности и глобальных компетенций. В рамках недели были проведены совещания ШМО, классные часы, уроки-тренинги, показаны презентации.